Виды общения

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВИДЫ  ОБЩЕНИЯ

По содержанию:

  • - материальное  (обмен предметами и продуктами деятельности)
  • - когнитивное (обмен знаниями )
  • - кондиционное (обмен психическими  или физиологическими состояниями)
  • - мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, пот-ребностями)
  • - деятельностное (обмен действиями, навыками, умениями )

По целям:

  • - биологическое (необходимое для поддержания, сохранение и развития организма )
  • - социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, личност¬ного роста индивида )

По средствам:

  • - непосредственное (с помощью естественных органов человека: головы, рук...)
  • - опосредованное (с использованием специальных средств и орудий:
  • а) природных: палка, цветок, след на земле....
  • б) культурных: письмо, радио, телевидение, печать , компьютер...)

По направленности:

  • - прямое (личные контакты: телесные, словесные, пантомимические)
  • - косвенное (через посредников )

По характеру связей:

  • - деловое ( в совместной продуктивной деятельности)
  • - интимно-личностное ( между отдельными личностями )

По характеру субъектов:

  • - межличностное (между отдельными личностями )
  • - личностно-групповое (между личностью и группой )
  • - межгрупповое (между группами )

По времени:

  • - кратковременное ) Технологические особенности организации коммуникационного действия:
  • - долговременное

По инструментам:

  • - вербальное (с помощью речи)
  • - невербальное (при помощи мимики, жестов, пантомимики, телесных контактов)

ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ АКТОВ.

КАЖДЫЙ АКТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

  • а) субъектом - инициатором общения
  • б) субъектом, которому адресовано инициатива
  • в) нормами, по которым организуется общение
  • г) целями, которые  преследует   участники общения
  • д) ситуацией, в которой' совершается взаимодействие

КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ  КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

  1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
  2. опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д. )
  3. ориентация в коммуникативной ситуации
  4. выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
  5. постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
  6. подход к субъекту взаимодействия
  7. пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
  8. привлечение субъектом-партнером ( инициатором) внимания субъекта партнера
  9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
  10. настрой
  11. ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
  12. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
  13. коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта—партнера
  14. оценка субъектом—инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
  15. стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
  16. "ответный ход" субъекта- партнера по общению

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

I. Содержание общения:

  • - передача от человека к человеку информации
  • - восприятие партнерами по общению друг друга
  • - взаимооценка партнерами по общению друг друга
  • - взаимовлияние партнеров по общению друг на друга
  • - взаимодействие партнеров друг с другом
  • - управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

2. Функции общения:

  • - инструментальная - общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дела
  • - интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей
  • - самовыражения - форма взаимопонимания психологического контекста
  • - трансляционная - передача конкретных способов, деятельности, оценок и т.д.
  • - экспрессивная - взаимопонимание и переживание эмоциональных состояний
  • - социального контроля - регламентация поведения и деятельности
  • - социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми  нормами и правилами  и т.д.

3. Стороны общения:

  • ВНЕШНЯЯ, реально фиксируемая в поведении общающихся, выражается в коммуни-кативных действиях.
  • ВНУТРЕННЯЯ сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цель, с которой человек вступает в общение

4. Манера общения:

Она определяется:

  1. - тоном общения
  2. - дистанцией в общении

5. Стиль общения:

Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят свое выражения:

  • - особенности коммуникативных  возможностей человека
  • - сложившийся характер отношений' с конкретными людьми или коллективами
  • - психологическая или социальная  индивидуальность человека
  • - особенности партнера по общению

Руденский Е.Н. Основы психотехнологии общения

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить