Психология общения
В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипаний, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми , приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Можно сказать, что каждый человек, в той или иной мере, практический психолог по межличностным отношениям. Но, к сожалению, не всегда все мы делаем так как надо.
Техники общения:
I. Техники вербализации.
А. Техники, не способствующие взаимопониманию партнеров.
Негативная оценка – принижение партера.
Используется высказывание, принижающее личность партнера; принижение партнера может принимать различные формы:
- Прямое оскорбление
- Негативная оценка в рамках благопристойности ( “Какие глупости вы говорите…”, “Ничего ты не понимаешь…”, “Разве тебе можно объяснить!?”);
- Указание (“Не пользуйтесь слухами”, “Не нервничайте”);
- Псевдокомплимент (“Ну, наконец-то, на вас нормальное платье, а то ходите черте в чем”);
- Совет – когда собеседник не просит нас прямо что-либо посоветовать, совет может косвенно подчеркивать наше превосходство.
- Юмор, направленный против собеседника – над партнером подшучивают вроде бы без цели обидеть, но, как правило, сверху вниз. Человек, не умеющий отшутиться может превратиться в “козла отпущения”.
Игнорирование.
Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
- Отсутствие реакции: высказывание партнера не находит никакого словесного или несловесного ответа (это особенно тяжело партнеру, когда он взволнован, глубоко переживает то, о чем говорит);
- Уход от темы разговора, предложенной собеседником;
- Обращение к третьему лицу.
Эгоцентризм.
Собеседник пытается найти понимание у партнера лишь тех проблем, которые его самого волнуют.
А) - Мне эти дела мешают выполнять основную работу. Вот, например, сейчас нужно делать квартальный отчет, а я опять кручусь с ….
- Да, кстати, а как у нас дела с квартальным отчетом? Он будет сделан в срок?
Б) - На конференции разбирались такие вопросы …
- Подожди, а что они про меня говорили ?
В) – У меня так сегодня болит голова …
- Ну, разве это боль? Вот у меня …
Г) Дочь говорит матери:
- У меня сегодня доклад так хорошо прошел …
- А ты уроки сделала?
Д) - Я не понимаю, как так можно жить…, одеваться…., работать …
Б. Промежуточные техники.
Выспрашивание.
Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику:
- забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника)
- перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса (пусть вам даже кажется, что вы уже все поняли)
- лень (отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным)
- излишняя эмоциональность (обострение смысла сказанного: “Я вижу. Ваш бывший начальник был просто невыносим!”)
5. Замечание о ходе беседы.
Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает”.
Эта техника относится к промежуточным, так как впечатление от нее сильно зависит от формы, в которую она облекается.
6. Поддакивание.
Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да, да”, “Угу” и т.п.
То, насколько эта техника способствует контакту и комфортна для партнера, зависит от степени включенности поддакивающего собеседника. Если такое поддакивание носит формальный характер и производится с отсутствующим видом, то эта техника оказывается близка к технике “игнорирование”. Но если “Да, да” произносит человек, все поведение которого свидетельствует о пристальном внимании к собеседнику, то такое сопровождение высказываний партнера будет говорить ему о поддержке его позиции, о согласии собеседника, побудит рассказывать дальше.
В. Техники активного слушания.
7. Перефразирование. (“Эхо – техника”).
Собеседник своими словами передает смысл высказывания и чувств партнера: “Если я вас правильно понял,…”, “Другими словами…”.
8. Развитие идеи.
Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: “Вы так полагаете, видимо, потому что …”, “Если исходить из того, что вы сказали, то…” (эту технику часто путают с предыдущей, но она принципиально отличается от нее наличием элемента интерпретации).
9. Резюме.
Собеседник производит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в них: “Вашими основными идеями, как я понял, являются…”, “Итак,…”.
II. Сообщение о переживаемом
Г. Техники, не способствующие взаимопониманию партнеров.
10. Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.
Например, формально говорится: “Я вас понимаю”, когда истинного понимания нет.
Д. Техники, способствующие взаимопониманию партнеров
11. Сообщение о восприятии другого партнера.
Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например,: “Мне кажется, вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает в моем предложении?”, “У вас счастливый вид”.
Важно не утверждать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях и предположениях.
12. Сообщение о собственном самочувствии.
Вы сообщаете партнеру, как вы себя чувствуете в данный момент: “Я опечален тем, что вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать”, “Я просто счастлив, что все так удачно складывается”.