Психология общения

Психология общения

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипаний, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми , приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Можно сказать, что каждый человек, в той или иной мере, практический психолог по межличностным отношениям. Но, к сожалению, не всегда все мы делаем так как надо.

Техники общения:

I. Техники вербализации.

А. Техники, не способствующие взаимопониманию партнеров.

Негативная оценка – принижение партера.

Используется высказывание, принижающее личность партнера; принижение партнера может принимать различные формы:

  1. Прямое оскорбление
  2. Негативная оценка в рамках благопристойности ( “Какие глупости вы говорите…”, “Ничего ты не понимаешь…”, “Разве тебе можно объяснить!?”);
  3. Указание (“Не пользуйтесь слухами”, “Не нервничайте”);
  4. Псевдокомплимент (“Ну, наконец-то, на вас нормальное платье, а то ходите черте в  чем”);
  5. Совет – когда собеседник не просит нас прямо что-либо посоветовать, совет может косвенно подчеркивать наше превосходство.
  6. Юмор, направленный против собеседника – над партнером подшучивают вроде бы без цели обидеть, но, как правило, сверху вниз. Человек, не умеющий отшутиться может превратиться в “козла отпущения”.

Игнорирование.

Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.

  1. Отсутствие реакции: высказывание партнера не находит никакого словесного или несловесного ответа (это особенно тяжело партнеру, когда он взволнован, глубоко переживает то, о чем говорит);
  2. Уход от темы разговора, предложенной собеседником;
  3. Обращение к третьему лицу.

Эгоцентризм.

Собеседник пытается найти понимание у партнера лишь тех проблем, которые его самого волнуют.

А) - Мне эти дела мешают выполнять основную работу. Вот, например, сейчас нужно делать квартальный отчет, а я опять кручусь с ….

- Да, кстати, а как у нас дела с квартальным отчетом? Он будет сделан в срок?

Б)  - На  конференции разбирались такие вопросы …

- Подожди, а что они про меня говорили ?

В) – У меня так сегодня болит голова …

- Ну, разве это боль?  Вот у меня …

Г) Дочь говорит матери:

- У меня сегодня доклад так хорошо прошел …

- А ты уроки сделала?

Д)  - Я не понимаю, как так можно жить…, одеваться…., работать …

Б. Промежуточные техники.

Выспрашивание.

Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику:

- забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника)

-  перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса (пусть вам даже кажется, что вы уже все поняли)

-  лень (отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным)

-  излишняя эмоциональность (обострение смысла сказанного:  “Я вижу. Ваш бывший начальник был просто невыносим!”)

5. Замечание о ходе беседы.

Высказывается впечатление о том, как протекает  беседа:  “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает”.

Эта техника относится к промежуточным, так как впечатление от нее сильно зависит от формы, в которую она облекается.

6. Поддакивание.

Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да, да”, “Угу” и т.п.

То, насколько эта техника способствует контакту и комфортна для партнера, зависит от степени включенности поддакивающего собеседника. Если такое поддакивание носит формальный характер и производится с отсутствующим видом, то эта техника оказывается близка к технике “игнорирование”. Но если “Да, да” произносит человек, все поведение которого свидетельствует о пристальном внимании к собеседнику, то такое сопровождение высказываний партнера будет говорить ему о поддержке его позиции, о согласии собеседника, побудит рассказывать дальше.

В. Техники активного слушания.

7. Перефразирование. (“Эхо – техника”).

Собеседник своими словами передает смысл высказывания и чувств партнера: “Если я вас правильно понял,…”, “Другими словами…”.

8. Развитие идеи.

Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: “Вы так полагаете, видимо, потому что …”, “Если исходить из того, что вы сказали, то…” (эту технику часто путают с предыдущей, но она принципиально отличается от нее наличием элемента интерпретации).

9. Резюме.

Собеседник производит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в них: “Вашими основными идеями, как я понял, являются…”, “Итак,…”.

II. Сообщение о переживаемом

Г. Техники, не способствующие взаимопониманию партнеров.

10. Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.

Например, формально говорится: “Я вас понимаю”, когда истинного понимания нет.

Д. Техники, способствующие взаимопониманию партнеров

11. Сообщение о восприятии другого партнера.

Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например,: “Мне кажется, вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает в моем предложении?”, “У вас счастливый вид”.

Важно не утверждать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях и предположениях.

12. Сообщение о собственном самочувствии.

Вы сообщаете партнеру, как вы себя чувствуете в данный момент: “Я опечален тем, что вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать”, “Я просто счастлив, что все так удачно складывается”.

 

 

 

https://vk.com/world7