ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
По содержанию:
- - материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- - когнитивное (обмен знаниями )
- - кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
- - мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, пот-ребностями)
- - деятельностное (обмен действиями, навыками, умениями )
По целям:
- - биологическое (необходимое для поддержания, сохранение и развития организма )
- - социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, личност¬ного роста индивида )
По средствам:
- - непосредственное (с помощью естественных органов человека: головы, рук...)
- - опосредованное (с использованием специальных средств и орудий:
- а) природных: палка, цветок, след на земле....
- б) культурных: письмо, радио, телевидение, печать , компьютер...)
По направленности:
- - прямое (личные контакты: телесные, словесные, пантомимические)
- - косвенное (через посредников )
По характеру связей:
- - деловое ( в совместной продуктивной деятельности)
- - интимно-личностное ( между отдельными личностями )
По характеру субъектов:
- - межличностное (между отдельными личностями )
- - личностно-групповое (между личностью и группой )
- - межгрупповое (между группами )
По времени:
- - кратковременное ) Технологические особенности организации коммуникационного действия:
- - долговременное
По инструментам:
- - вербальное (с помощью речи)
- - невербальное (при помощи мимики, жестов, пантомимики, телесных контактов)
ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ АКТОВ.
КАЖДЫЙ АКТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
- а) субъектом - инициатором общения
- б) субъектом, которому адресовано инициатива
- в) нормами, по которым организуется общение
- г) целями, которые преследует участники общения
- д) ситуацией, в которой' совершается взаимодействие
КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
- вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
- опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д. )
- ориентация в коммуникативной ситуации
- выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
- постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
- подход к субъекту взаимодействия
- пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
- привлечение субъектом-партнером ( инициатором) внимания субъекта партнера
- оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
- настрой
- ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
- выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
- коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта—партнера
- оценка субъектом—инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
- стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
- "ответный ход" субъекта- партнера по общению
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
I. Содержание общения:
- - передача от человека к человеку информации
- - восприятие партнерами по общению друг друга
- - взаимооценка партнерами по общению друг друга
- - взаимовлияние партнеров по общению друг на друга
- - взаимодействие партнеров друг с другом
- - управление групповой или массовой деятельностью и т.д.
2. Функции общения:
- - инструментальная - общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дела
- - интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей
- - самовыражения - форма взаимопонимания психологического контекста
- - трансляционная - передача конкретных способов, деятельности, оценок и т.д.
- - экспрессивная - взаимопонимание и переживание эмоциональных состояний
- - социального контроля - регламентация поведения и деятельности
- - социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т.д.
3. Стороны общения:
- ВНЕШНЯЯ, реально фиксируемая в поведении общающихся, выражается в коммуни-кативных действиях.
- ВНУТРЕННЯЯ сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цель, с которой человек вступает в общение
4. Манера общения:
Она определяется:
- - тоном общения
- - дистанцией в общении
5. Стиль общения:
Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят свое выражения:
- - особенности коммуникативных возможностей человека
- - сложившийся характер отношений' с конкретными людьми или коллективами
- - психологическая или социальная индивидуальность человека
- - особенности партнера по общению
Руденский Е.Н. Основы психотехнологии общения