Что делать, если ребенок плачет?

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ребенок плачет Современный мир меняется с молниеносной скоростью. Неизменным в нем всегда остается лишь одно — глубокая и искренняя любовь родителей к своим детям. Но у многих возникает вопрос: как правильно любить ребенка? Ведь все мы хотим быть грамотными родителями, которые смогут обеспечить своему чаду столь необходимое полноценное развитие.

Плач ребенка — сигнал о помощи

Здесь нужно ясно понимать, что ведущая деятельность в период младенчества — это эмоциональное общение. Но так как малыш еще не говорит, он выражает свои переживания по-другому. Улыбка, смех, плач — именно по этим факторам мы определяем, насколько ребенку сейчас комфортно, насколько он чувствует себя в безопасности.

Существует несколько абсолютно полярных мнений по поводу того, стоит ли подходить к малышу, если он плачет, или же нужно дать ребенку «проораться», и тогда он успокоится. Давайте разберем подробно, чем чревато игнорирование детского плача.

Нейрофизиологами доказано, то, что пережил младенец, гораздо значимее, чем мы обычно думаем. При рождении у крохи сформировано лишь 15% нейронных связей. Это самые примитивные связи, обеспечивающие младенцу выживание. Остальные 85% образуются на протяжении первых трех лет жизни. Их формирование основывается на пережитом опыте малыша. И, безусловно, тут очень важна роль родителей. Ведь именно от их поведения и реакций будет зависеть будущее малютки. Детки, окруженные вниманием и любовью, всегда настроены на благоприятный результат. Если близкие берут на руки кроху, ласково разговаривают, поют, они способствуют формированию в мозгу малыша тех самых связей, которые в дальнейшем окажут ему помощь в выстраивании отношений, базирующихся на любви и доверии. Мамины любовь и внимание, проявленные к малышу, способствуют переживанию положительных эмоций. Это является залогом того, что в дальнейшем он станет счастливым и заботливым взрослым.

Существует превеликое множество методов воспитания детей. Но почему бы не делать ставку на тех, которые зарождают в маленьком человеке чувства безопасности и доверия?

Психологи в последнее время часто говорят о расстройствах, обнаруживаемых у детей, которые напрямую связаны с «потерей привязанности к матери». Самое печальное, что они встречаются не только у ребятишек из неблагополучных семей или приютов. В нормальных полных семьях такое тоже встречается сплошь и рядом. Кстати, в контексте подобных расстройств специалисты настоятельно рекомендуют отзываться на плач малютки, а не использовать методы «контролируемого плача».

Не бойтесь ребенка «приучить к рукам»

Мнение о том, что не стоит малютку приучать к рукам ошибочно. Некоторые полагают, что таким образом можно избаловать ребенка. Нейрофизиологи утверждают обратное. В младенчестве мозг малыша еще не способен к сложным манипуляциям, так что избаловать дитя в таком раннем возрасте невозможно.

Старшее поколение зачастую дает молодым советы не брать ребенка часто на руки. Объяснение дают простое: если брать младенца на руки каждый раз, когда тот плачет, он запомнит это и будет использовать как средство манипуляции, то есть постоянно плакать, чтобы не лежать одному в кроватке. Этот посыл базируется на бихевиористических исследованиях, проводимых в начале двадцатого века. Правда, мало кто это знает. И мало кто знает, что исследования эти проводились на лабораторных крысах. Нельзя полученные результаты перекладывать на людей. Эти исследования уже давным-давно были опровергнуты десятками новых экспериментов и полностью отвергнуты в применении к человеку. Так что, стремление родителей таким способом вырастить неизбалованного малыша в корне неверно. Мозг малютки еще не способен проворачивать настолько сложные манипуляции.

Клинические психологи утверждают, что младенцы успокаиваются тогда, когда их успокаивают, а не бросают одних рыдать до полного истощения. Есть такие родители, которые заявляют, что методы "контролируемого плача" действенны, что они проверили их на собственном опыте. Не стоит полагаться на мнение таких родителей. Они в полной мере не осознают, что именно происходит в этот момент с малышом. Да, ребенок перестает плакать. Но делает он это от безысходности. Кроха просто потерял всякую надежду на то, что ему окажут помощь. Хорошо ли это? Конечно, родителям так комфортнее. Им удобно, что ребенок не отвлекает их. Но каково в этот момент самому малышу?

Плачущий ребенок и депрессия

плачущий ребенок Еще в 1970-х годах доктор Бразептон изучал, могут ли новорожденные детки испытывать отчаяние и депрессию. В отснятом материале можно увидеть, как груднички начинают плакать, пытаясь добиться внимания матери. Если не удается, они голосят сильнее. Через некоторое время малыш достигает пика терпения и отворачивается от мамы. Он уже не может прилагать усилия, которые не приносят никаких результатов. Потом младенец поворачивается к маме и снова стремится вызвать реакцию. После тщетных попыток он отворачивается на все более длительный срок. В конечном итоге абсолютно каждый малыш роняет голову, затихает, проявляя все признаки полного отчаяния.

Заботливые родители = счастливые дети

Различные проявления заботы, в том числе частый телесный контакт, очень важны для маленького ребенка. Они способствуют непрерывному производству высокого уровня окситоцина в организме малыша. Окситоцин помогает справляться с негативными переживаниями. Учеными установлен факт, что в зависимости от поведения мамы и папы, окситоцин в мозгу их родного чада способствует возникновению устойчивой реакции на стрессовые ситуации. В упрощенном виде схемы выглядят так.
Благоприятные эмоции — высокий уровень окситоцина — малыш ощущает себя любимым — ребенок полностью уверен в себе.
Отрицательные эмоции - низкий уровень окситоцина — малыш ощущает себя нелюбимым и ненужным — неуверенность в себе не только в детсве, но и во взрослом возрасте.
Следствием этой неуверенности могут быть психические расстройства, агрессия, неспособность самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями, асоциальное поведение, абсолютная неспособность к продолжительным любовным отношениям.

Младенцы очень чувствительны к феромонам. Они хорошо понимают уровень стресса, который испытывают окружающие взрослые. Чутко определяют, какие эмоции сейчас испытывают родители. Если рядом не будет мамы в тот момент, когда ребенок переживает стресс, он потеряет свою способность определять, в безопасности ли он сейчас. Есть еще два важных способа понимания — это тактильный и обонятельный. Ребенок очень хорошо реагирует на запахи тела. А почувствовать феромоны грудничок может только тогда, когда мать находится рядом.

Сторонники других методов воспитания могут возразить, сказав, что они оставляли младенца одного, и в конечном итоге, с ним все хорошо. Но такое утверждение некорректно. Это станет понятным, даже если мы посмотрим на общую социологическую ситуацию. Преступность растет, количество людей, употребляющих наркотические средства растет, количество разводов увеличивается и т.д. Конечно, прямой связи с детским плачем нет, но, тем не менее, всё начинается с родительского воспитания еще с колыбели.

К чему может привести игнорирование детского плача

Доктор Серван-Шрайбер отметил один неприятный факт в своей работе. Очень часто клиенты, которые приходят за помощью в избавлении от фобий, депрессии, неспособности выстраивать длительные отношения, в раннем возрасте были лишены родительской ласки и заботы. Он также установил, что наиболее чувствительные малыши, плач и крики которых игнорировали, впоследствии считают постоянную потребность в тепле и успокоении своим прямым недостатком. Мать и отец становятся холодными далекими персонами. Постоянные спутники их существования — это гнетущее одиночество и глубинный страх. В конечном итоге они приходят к умозаключению о том, что окружающим доверять нельзя, ведь они никогда не окажут поддержку и помощь. А так как потребность является врожденной и неконтролируемой, то такие люди пробуют усмирить ее, прячась от своих эмоций (проявление депрессивных тенденций), или пытаются утолить боль и перманентное одиночество с помощью других вещей, которые, по их мнению, более надежны. Например, с помощью алкоголя или наркотических веществ.

И еще одно исследование в пользу того, что обращать внимание на детей надо.
Доктора Бэлл и Айнсуорт ставили научный эксперимент на двух разных семьях. В первой детишек все время поощряли, обнимали, постоянно брали на руки. Результатом такой чуткой заботы стали счастливые и уверенные в себе детки. Во второй семье детей воспитывали гораздо строже. На плач и крики подходили далеко не всегда, часто оставляли одних в комнате, здесь ребятишки редко получали внимание и ласку. В дальнейшем в них проявился синдром «закрытия». В целом, дети в первой семье проявляли гораздо большую независимость.

Все проведенные исследования раннего детства показали, что ребятишки, которые постоянно росли в любви и заботе, начиная с первых дней жизни, становятся более уверенными взрослыми, умеющими любить и умеющими проявлять свои чувства. Те дети, которые были вынужденны уйти в подчиненное поведение из-за того, что их оставляли одних плакать, неосознанно накапливают гнев и злость, которые в дальнейшем выражаются в негативных формах. Взрослые, выросшие из таких детей, как правило, более не уверены в себе. Малыши, которых приучили не показывать чувства и эмоции, на первый взгляд, могут показаться невероятно послушными, недокучающими детьми. В действительности же они просто отказались выражать свои потребности. Во взрослом возрасте это может перерасти в страх выражать свое мнение.

Ребенок нуждается в безопасности. Ему необходимы уход, забота, родительская ласка. Отзывайтесь на плач малыша. Если младенца тяжело держать на руках, сядьте рядом, положите на него руку, тогда малыш будет ощущать ваше присутствие. Главное - не оставлять кроху одного, если он чувствует себя некомфортно.

Автор: Дарья Лунева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить