Кризис первого года

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

кризис первого года Детские кризисы, несмотря на свои названия (кризис первого года жизни, кризис трех лет и т.д.), необязательно наступают строго в это время. Кризис первого года может случиться и в девять месяцев, и в полтора года. Когда он придет, зависит от развития ребенка, от того, когда он научится ползать и ходить. Малыш, благодаря проснувшемуся любопытству и ярому стремлению освоить все, что его окружает, стремится сделать это как можно скорее. Если раньше взрослые привлекали внимание крохи на окружающие предметы, то теперь он не нуждается в посредниках. Ребенок сам открывает шкафы, изучает содержимое банок и коробок, пробует на вкус кошачий корм и проверяет на прочность предметы. Главная опасность заключается в том, что инстинкт самосохранения еще не развит, поэтому основная забота родителей - не спускать глаз с ребенка.

Когда это случается?

Наступает кризис тогда, когда кроха начинает ходить. В этот момент маленькое чадо понимает, что в его жизни происходят кардинальные изменения. Еще совсем недавно он мог передвигаться только ползком или в коляске, а теперь - ходит как взрослый! Это удивительное открытие влечет за собой возникновение кризиса. С началом прямохождения ребенок начинает ощущать свою независимость от матери. Буквально вчера он боялся остаться один даже на пару минут, а уже сегодня радостно убегает от родителей, не замечая их оклики. Затем начинаются истерики по любому поводу: то еда не та, то одежда, то игрушки и т.д. Малыш таким образом борется за свою самостоятельность.

Признаки

Не заметить кризис первого года жизни невозможно. Для него характерны:

  • чрезмерное упрямство;
  • непослушание;
  • нежелание выполнять каждодневные процедуры;
  • частые обиды;
  • повышенная капризность;
  • агрессия;
  • непоследовательность;
  • противоречивость.

Кризис первого года неизбежен. Но не стоит воспринимать его как что-то негативное. Это важный переходный период, способствующий развитию малыша.

Манипуляции с предметами

Годовалому крохе пока еще сложно учитывать назначение предмета, поэтому все вещи, попадающие ему на глаза проходят основательное исследование в несколько стадий. На первом этапе происходит обязательная проверка на то, может ли вещь издавать какой-либо звук. Для этого детки долго трясут предмет. После пробуют на вкус. И вот когда опытный образец изрядно размякнет, приступают к исследованию молекулярного состава, разрывая его на мелкие части. Родителям стоит помнить, что это отлично способствует развитию сенсорики и мелкой моторики.

Залезание

Маленький непоседа начинает штурмовать все стулья, кресла, диваны. Тут осваиваются и закрепляются сразу несколько важных навыков. Малыш научается вставать из любого положения, координировать свои движения, переносить опору с одной ноги на другую, удерживать равновесие, безопасно падать. Постоянное оттягивание ребенка от высоких предметов мебели вызовет только раздражение и еще больший азарт, поэтому куда правильнее будет не запретить взаимодействие, а объяснить, как правильно залазить и слазить, чтобы избежать лишних травм.

Облизывание

кризис первого года Как бы нам этого не хотелось, но ребенок все тянет в рот. Облизывая предметы, малыш составляет для себя полную картину: какого они вкуса, размера, температуры и из каких материалов изготовлены.

Встряхивание и бросание

У крохи уже есть опыт взаимодействия с погремушкой. Теперь ему надо каждый попавшийся под руку предмет потрясти и проверить, какой звук можно извлечь. Родителям важно понять, что так у малыша развивается слуховое восприятие, и обеспечить свое чадо всевозможными "трещалками".

Выливание/высыпание

Позволяет получать представление о свойствах продуктов и веществ. Плюс ребенок делает важное открытие: если в какой-то таре был некий объект, он может покинуть ее и очутиться в другой таре.

Размазывание

Только что сваренная манная каша может тут же оказаться на столе, а пластилин или краски - на новых обоях. Здесь родителям нужно набраться терпения. Размазывание не только развивает у ребенка тактильные ощущения, но и контроль за тонусом руки и зрительно-моторную координацию.

Не бойтесь слова "нельзя"

И тут родители берутся за голову и задаются вопросом: а как правильно в этот период вести себя с малышом?
Злоупотреблять запретами, конечно, не стоит, но и совсем о них забывать крайне опасно. Увидев возможную угрозу, лучше указывать на нее обобщенными словами. Например, не стоит говорить: "Нельзя брать нож". Лучше заменить эту фразу другой: "Не стоит брать острое". В этом случае родительский запрет распространится и на другие предметы: ножницы, вилки и т.д. Будет нелишним продемонстрировать, что станет, если взять острое. Родителю можно изобразить, будто он укололся ножом, что ему от этого больно. Малыш верит увиденному, поэтому вряд ли в дальнейшем захочет ослушаться.
Значение слова "нельзя" ребенок должен понимать с малых лет. С помощью крика родители вряд ли добьются своего, только напугают малыша, он заплачет, так и не поняв, отчего у мамы и папы резко изменилось настроение. Главное - вести себя сдержанно и уверенно, чтобы у крохи не возникло ощущения, что могут быть какие-то другие варианты действий. А уводя малыша от опасного объекта, на который было направлено его внимание, всегда предлагайте другую интересную альтернативу.

Как легче преодолеть кризис?

Творческий подход и игра помогут справиться с возможными трудностями. Ребенок в период кризиса первого года становится непослушным и капризным. Вместо того, чтобы использовать угрозы и наказания, попробуйте предложить крохе альтернативу. Например, если он не желает надевать штаны, можно сыграть в магазин: разложить в ряд несколько разных брючек, и пусть он сам выберет те, которые больше понравятся. Оставлять ребенку право выбора чрезвычайно важно, малыши ценят такое доверие.

Действуя на пару с малышом, а не против него и не вместо него, можно довольно легко преодолеть кризис и заложить прекрасную основу для теплых доверительных отношений с ребенком в дальнейшем.

Автор: Дарья Лунева

Похожие материалы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить