Кризис у детей 7 лет

Кризис у детей 7 лет

В течение всего жизненного пути человеку в определенные периоды приходится сталкиваться с трудностями, которые имеют большое влияние на дальнейшую судьбу. Такие периоды принято называть «кризисными». Изучив особенности возрастной психологии, можно отметить, что каждый кризис заключает в себе не только негативные проявления, такие, как тяжелые переживания, страхи, угнетающие мысли, но и позитивные составляющие – внутренний рост, уверенность в себе, укрепление социальных связей и т.д.

Что же происходит с ребенком 7 лет, почему именно этот период отмечается как кризисный? Ответ кроется в переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту в сопровождении со стремительным ростом организма. Ведущая деятельность детей до 7 лет – это игра. Дальше ей на смену приходит учеба. Видоизменениям подвергается весь мир маленького школьника, начиная от режима дня, заканчивая социальным окружением и представлением о себе самом.

Протекание кризиса носит индивидуальный характер, потому что зависит от разных факторов, например, от темперамента ребенка, взаимоотношений в семье и степени самоорганизации.

Особенности протекания кризиса 7 лет:

  1. Эмоциональная нестабильность ребенка. Часто родители могут заметить непоследовательную смену настроения, плаксивость, агрессию, быструю утомляемость и низкую самооценку.
  2. Конфликтное поведение. Осознанное непослушание детей и нарушения правил отличаются от обычной вредности частотой проявления. Ребенок отрицательно реагирует в большинстве случаев по сравнению с тем, что было до кризиса. Такое поведение объясняется еще и желанием сделать все самостоятельно, стать «взрослым» и отойти от полного послушания, ведь все бытовые правила, провозглашенные родителями, непременно будут относиться к «детскому» миру и их захочется нарушить.
  3. Смена ценностей. То, чему раньше ребенок придавал большое значение, уходит на второй и третий планы. Происходит становление новых идеалов. Отметим, что дружба со сверстниками будет иметь сильное влияние при формировании ценностей и представлений о самом себе.
  4. Кривляние, манерность. Имеет место подражание выбранному идеалу, искусственная натянутость поведения.
  5. Повышенная познавательная активность. Уже не маленький малыш, задающий бесконечное количество «почему?», а осознанный и самостоятельный ребенок, проявляющий интерес к выбранной теме, будет способен найти информацию, глубоко вникнуть в тему и сделать выводы.

Рекомендации взрослым

Каждому родителю, соприкасаясь с кризисом 7 лет, необходимо помнить, что любой кризис имеет начало и конец. Все, что, кажется, никогда не закончится, обязательно перейдет на новый уровень. Но для этого требуются не только душевные силы, но и последовательные действия со стороны взрослых. Ребенку, в этот период, самому трудно справиться с собой, поэтому стоит ему в этом помочь.

Несколько советов родителям:

  • Следим, чтобы нагрузка была равномерной. Не стоит в начале учебного года максимально заполнять жизнь ребенка разными кружками, секциями и дополнительными занятиями. Рекомендуется оставлять свободное время в расписании, так как к новой учебной деятельности тоже нужно адаптироваться и привыкнуть.
  • Формируем пространство для самостоятельности. Создаем ситуацию выбора, будь то одежда для школы (здесь безусловно все подчиненно форме, утвержденной администрацией школы, но выбрать блузку к юбке из Вами предложенных вариантов вполне можно отнести к положительному опыту) или определение досуга (Ваш сын может предпочесть поиграть с друзьями в футбол, чем пойти в гости к бабушке в свое свободное время и это желание требует уважения).
  • Определяем причины неуспеваемости. Ребенок может высказать свое нежелание идти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие. Не всегда такие заявления бывают ложными, в ряде случаев действительно присутствуют головная боль, рвота и т.д. Вышеперечисленные симптомы могут свидетельствовать о наличии страха перед публичными выступлениями, о конфликтах с одноклассниками или критике со стороны учителя. Постарайтесь проявлять интерес к школьной жизни своего ребенка, предлагайте помощь, уточняйте у педагога о состоянии общей атмосферы в школьном коллективе.
  • Даем положительную оценку действиям ребенка. Здесь важно не перехвалить, иначе сформируем неправильное восприятие ребенка о самом себе, что приведет в дальнейшем к конфликту с окружающими и к тяжелым внутренним переживаниям. Подбадривание, демонстрация веры в ребенка, положительная оценка предыдущего опыта, анализ и разбор сложных ситуаций обязательно окажут полезное действие и укрепят Ваши отношения с ребенком.
  • Отказываемся от телесных наказаний и проявлений агрессии. Любое физическое воздействие на ребенка способно спровоцировать сильную душевную травму. Это действие вызовет чувство унижения и может стать причиной психических заболеваний.

Создавая дружелюбную атмосферу в семье, ритуалы совместного времяпрепровождения, проявляя чуткость, внимание и заботу родителям удастся сгладить остроту кризиса и помочь своему ребенку эффективно и с наименьшими потерями пройти сложный период на пути к взрослой жизни.

Только вместе с ребенком, держась за руки, Вы сможете сформировать добрые доверительные отношения и направить энергию ребенка в нужное русло.

https://vk.com/world7