В России уже не первый год набирает популярность понятие школьного буллинга. Несмотря на то, что данное явление существовало всегда, именно сейчас оно встало во главу основных психологических особенностей поведения детей. Многие сталкивались с этим лично, либо наблюдали со стороны. Но нам важно понимать, что это за зверь такой и с чем его едят.
Прояснение понятия
Буллинг – термин, происходящий от английского bullying – запугивать, издеваться, терроризировать. В общем и целом, у этого понятия существует брат близнец, а именно термин «моббинг», который изначально употреблялся в отношении животных, затем и людей. Однако именно «буллинг» получил широкое распространение в англоязычных странах, а позже и в России. Он включает в себя все виды травли, куда входит физическое насилие, моральное давление, грубое обращение и прочее.
Из сложившейся со временем характеристики можно сказать, что буллинг определяется тогда, когда кто-то с регулярной частотой подвергается нападкам (например, ежедневно или каждую неделю). Жестокость не обязательно очевидна, она может быть латентной, направленной на психологическое воздействие, вербальной или невербальной (физической).
Несколько признаков, как отличить буллинг от конфликта:
- Намеренность действий. Любой конфликт зарождается спонтанно. Моббинг, в свою очередь, продумывается заранее. Например, спланированный бойкот в классе.
- Распределение сил. Буллинг всегда дискредитирует одного ребенка, а на разрешение конфликта влияют обе стороны. Например, ежедневные оскорбления в адрес одного ребенка от нескольких человек или всего класса – это буллинг.
- Кто виновен. Жертва буллинга не виновата в том, что оказалась в центре нападок большинства. Тогда, как в конфликте всегда виноваты оба.
- Как прекратить. Обычно конфликт разрешается третьим лицом, которое помогает найти компромисс между сторонами. Буллинг таким образом не прекратить, его можно только пресечь, то есть заставить агрессора прекратить свои действия.
Почему буллинг возникает?
Основная причина травли кроется вовсе не в школьной системе, а там, где ребенок не получил достаточного количества любви и поддержки – в семье. Совсем не имеет значения, травит ребенок других или сам подвергается нападкам. И в том, и в другом случае причина, из-за которой дети попали в ситуацию жестокости, заключается в домашней обстановке.
Если ребенок подавляется своими родителями, по соображениям кто старше, у того и власть, то в классе, он будет вести себя как «старший» (агрессивно воздействующий) или как «младший» (позиционирующий себя жертвой). Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своего чада, должны начать со своего поведения дома.
Работа психолога никогда не даст своих результатов, если корень проблемы останется в семье. Даже если один из родителей влияет на ребенка, подавляя его физическую или психологическую волю, нужно обратиться к специалисту и решать проблему всем вместе.
Дети-жертвы обычно попадают в ситуацию такого рода по той же причине. Самое важное, что необходимо понять родителям, столкнувшимся с буллингом, начало положено дома. А, так как ответственность за здоровье ребенка лежит на маме и на папе в равной степени, то и поправлять его нужно всей семьей.
Основные позиции, которые требуют проработки:
- Любовь. Родители любят своего ребенка так, как умеют. Часто, это умение не совпадает с тем, что представляет себе ребенок (подарки и деньги тут ни при чем). Будьте с ним на равных, наслаждайтесь тем временем, которое вы проводите вместе, будьте искренними.
- Поддержка. Малыши точно так же, как и взрослые, реагируют на критику, обижаются на то, что их проблемы не считают за проблемы вовсе, им всегда неприятно, когда родители не обращают внимания на то, чего они достигли. Будьте рядом со своими детьми, слушайте и не оставляйте их без внимания и поддержки, которая необходима ежедневно.
- Понимание. Ребенок – это уже формирующаяся личность. Он не должен хотеть того же, чего хочет мама, ему не обязательно заниматься тем же, чем и папа. Это человек со своим характером, желанием, темпом, взглядом на жизнь. Пожалуйста, давайте детям свободу самовыражения и выбора.
С буллингом работают во многих странах мира. В России учителям приходится регулировать климат в классе самостоятельно, в лучшем случае, под наблюдением школьного психолога. То есть, профилактической составляющей в нашей стране нет.
Поэтому чрезвычайно важно следить за тем, в какой атмосфере ребенок растет дома. Родителям стоит сначала разобраться с тем, правильно они себя ведут или нет, и только потом работать над решением проблем ребенка.