Задержка психоречевого развития у детей: почему возникает и как лечить

Задержка психоречевого развития у детей

В силу различных причин количество детей с задержкой в психоречевом развитии с каждым годом только растет. Но эта проблема не так страшна, если ее своевременно выявить и принять меры. Могут ли родители сами заподозрить неладное? Да, если будут внимательно наблюдать за своим чадом. А если недуг был обнаружен, необходимо отвезти ребенка на обследование и найти для него лучших докторов.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

Как определить задержку развития: основные признаки и симптомы

В 4-месячном возрасте:
  • малыш не проявляет реакций на слова и жесты взрослых;
  • не улыбается (это уже один из симптомов аутизма).
В 8-9 месяцев:
  • не лепечет (не произносит повторяющиеся слоги).
В 1 год:
  • малыш практически не издает никаких звуков, очень тихо себя ведет.
В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как "мама", "папа", "дай" и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2 года:
  • умеет произносить и использовать в речи лишь небольшое количество слов,
  • не повторяет за взрослыми новые слова.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Когда ребенок посещает детский сад, выявить ЗПР довольно сложно, так как там от малыша не требуется интенсивная умственная деятельность. В школе же такие дети заметно отличаются от других, потому что им:

  • сложно высидеть весь урок,
  • нелегко слушаться учителей,
  • сложно концентрировать внимание на умственной деятельности,
  • тяжело учиться, так как все время хочется играть.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них - это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии "Альтера Вита". Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

https://vk.com/world7