Многие родители, которые приходят к психологу с вопросами о трудностях в воспитании детей, сами, будучи маленькими, переживали из-за столкновений с родителями. Ученые установили, что стиль общения, сложившийся в семье, невольно остается в подсознании ребенка. Начинается это с ранних лет. Повзрослев, человек транслирует его естественным образом. Получается, что стиль общения передается от одного поколения к другому.
Как выйти из этого порочного круга? Как быть, если ребенок не слушается и отказывается выполнять те или иные обязанности?
Психолог Юлия Гиппенрейтер настаивает на том, что абсолютно все «проблемные» и закомплексованные дети — это результат внутренних семейных отношений. И именно от того, как будет налажено взаимодействие в семье, во многом зависит будущее вашего ребенка. Она предлагает правила, усвоив которые, можно избежать многих трудностей во взаимодействии со своим чадом.
Безусловное принятие
Это крайне важное правило. Секрет его кроется в том, что любить ребенка нужно не за красоту, ум, способности и пр., а просто так. Нельзя малышу говорить, что вы его любите, так как он превосходный помощник. В подобной фразе напрямую сообщается, что ребенка принимают условно. Дети не умеют мыслить абстрактно, все ваши слова они воспринимают в буквальной форме. Будьте осторожны с тем, что вы произносите.
Воспитание ребенка – не дрессура. Мама и папа нужны малышу не для того, чтобы вырабатывать у него условные рефлексы.
Учеными установлено, потребность в любви и принадлежности — одна из базовых. Ее удовлетворение крайне важно для полноценного развития малыша. Поэтому чаще ласково разговаривайте с ребенком, обозначая, что он вам дорог. Искренне улыбайтесь ему. Дети отлично считывают невербалику.
Психотерапевт Вирджиния Сатир дает наставление обнимать ребенка как можно чаще. По ее мнению, для прекрасного самочувствия необходимо минимум 8 объятий в сутки!
Замечали, что чем чаще бранить ребенка, тем пакостливее он становится? Как этого избежать?
Простые правила, которые следует взять на вооружение каждому родителю:
- Допустимо выражать недовольство только отдельными действиями малыша, а не им самим.
- Можно критиковать действия ребенка, но не его чувства.
- Выражаемое вами неодобрение не должно стать постоянными, иначе оно может развиться в непринятие вами ребенка.
Причины, мешающие безусловному принятию
«Ты делаешь неправильно»
Бывает, ребенок постоянно делает не так, как это бы следовало, не слушается взрослых. Бывает, он начинает этим раздражать родителей. Как поступать в подобных ситуациях?
Дети неодинаково реагируют на предъявляемое им «не так». Один от этого печалится, другой — обижается, третий — откровенно бунтует. Ответное поведение разное, но каждое указывает на то, что ребятишкам не по вкусу подобное общение. Почему?
Сейчас мы очень легко выполняем повседневные дела: завязываем шнурки, подметаем пол, застегиваем пуговицы и т.п. Нам это кажется до банальности простым. Но всегда ли так было? Мы с ребенком в этих ситуациях оказываемся далеко не на равных. Малыш только-только пробует, осваивает новые действия, поэтому когда мы навязываем ему эту самую простоту, поступаем с ним несправедливо. И ребенок тут вправе злиться и обижаться.
Не нужно указывать малышу на каждую мелочь, которая у него не удается. Вообще на ошибки малыша стоит указывать с большой осторожностью. И лучше обсудить ее спустя время, в тихой обстановке, а не в тот момент, когда он всецело увлечен своим занятием. Очень важно все критические моменты проговаривать в контексте общего одобрения. Не вторгайтесь в процесс, если малыш занят и не ищет помощи. Позиция невмешательства покажет, что все хорошо, что вы верите в его силы. Это придаст уверенности, что он справится.
Игнорирование просьбы о помощи
Совсем иначе следует поступить, если ребенок сам попросил помочь. Тут позиция невмешательства неуместна.
Если малыш сокрушается из-за своих неудач, подойдите к нему, сказав: «Давай попробуем вместе». Сегодня он с вашей поддержкой преодолеет препятствия, а завтра выполнит это дело без труда самостоятельно. Дети, с которыми занимаются, развиваются гораздо быстрее, чувствуют себя более успешными. Зона совместных дел — золотой запас вашего чада.
Если вам стало ясно, что ребенку сложно и он ждет от вас помощи, окажите ее, следуя рекомендациям:
- Берите на себя лишь то, что ему пока сделать не под силу.
- По мере овладения новых действий поэтапно передавайте их ребенку.
Родителей обычно волнует вопрос, как удержать естественную активность и любознательность малыша? Тут таится двойная опасность.
Во-первых, если чересчур рано переложить на кроху деятельность, к которой он еще не готов, у него пропадет всякое желание заниматься им в дальнейшем.
Во-вторых, наоборот, чрезмерно длительное и настойчивое участие мамы и папы отобьет у малыша всякий интерес.
Нет конкретных правил, касающихся продолжительности совместной деятельности. Каждый ребенок уникален, каждый идет по своему пути развития. Наблюдайте за своим чадом, ищите золотую середину и придерживайтесь ей.
«А если не хочет?»
Распространенная проблема, с которой сталкиваются, пожалуй, все родители. Ребенок успешно освоил обязательный повседневный ритуал, но отказывается его выполнять. Как правильно поступить в такой ситуации?
Теплые взаимоотношения
Чаще всего истинная причина отрицательного упорства и всех отказов кроется в негативных переживаниях. В основном, оно возникает из-за непонимания и неблагоприятного взаимоотношения между вами.
Если отношения с ребенком давно испорчены, не надейтесь, будто освоив какой-то метод вы тут же исправите положение. Конечно, методы использовать надо, только вот без благоприятного настроя они не приведут к нужному результату. Дружелюбный тон — залог успеха. Практикуя с ребенком совместное дело, помните, что вы на равных. Забудьте о прямом руководстве и жестких наставлениях «сверху». Как только вы занимаете положение «над» ребенком, он начинает сопротивляться, спорить или демонстративно делать обратное.
Внешние подсказки
Психолог Выготский утверждает, что дети проще и охотнее обучаются организовывать свои действия, если им в необходимый момент оказать помощь с внешними инструментами. Например, нарисовать вместе картинки-«напоминалки» или последовательную схему действий. Это взрослым кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы запомнить, какую одежду нужно надеть для зимней прогулки, а ребенку это трудно. Можно нарисовать небольшой комикс с ним в главной роли, где вы укажете последовательность одеваемых вещей. Будьте уверены, малыш с интересом начнет одеваться сам, руководствуясь яркими картинками.
Использование подобных инструментов — это уже не прямые наставления родителей, а их замена. У ребенка есть возможность пользоваться ими без вашей помощи. Это пробуждает больший азарт в изучении новой деятельности.
Независимость в выборе
Случается и такое, что взрослые учат, помогают, контролируют свои интонациями, но толку от этого нет. Здесь речь идет о чрезмерно заботливых родителях. Сложно что-либо захотеть, когда каждому желанию забегают вперед. Это может обернуться не просто нежеланием ребенка выполнять необходимое, а явным противоборством. Вполне вероятно, что он начнет все делать наперекор.
Способности детей успешно развиваются лишь в тех видах деятельности, которыми он занят не по принуждению, а по своему желанию.
Плывите по течению, а не против
Как не допустить принуждение?
Отметьте, какие пристрастия у вашего ребенка. Может быть, какое-то времяпрепровождение покажется вам бесполезным. Проявите терпение, для вашего ребенка оно важно, поэтому необходимо проявить к нему уважение. Хорошо, если получится поучаствовать в любимых занятиях ребенка. Это вас сблизит. Плюс в процессе занятий у вас появится шанс передать чаду то, что считаете важным и полезным: взгляды на жизнь, ценности и т.д.
Многие вещи, к которым детей принуждают учителя, воспитатели или родители, не приживаются. Чем настойчивее в этом вопросе родитель, тем ненавистнее становится занятие. Полезные увлечения можно постепенно «привить» к уже имеющимся у ребенка. Например, вы заметили, что малыш заинтересован какой-то деятельностью, но при этом совершенно не хочет читать. Предложите ему книгу об его увлечении и начните читать ее вместе. Скорее всего, через какое-то время ребенок попросит еще и другие книжки.
Простые шаги на пути к самостоятельности
Наверняка, вам встречались дети, которые сами не могут встать по будильнику в школу, пришить пуговицу, разогреть ужин и т.д. Более того, они зачастую упрекают взрослых в том, что те не выполняют за них эти простые действия. Заставлять и принуждать ребенка в корне неверно. Для того, чтобы аккуратно подготовить его к самостоятельности следуйте правилам:
- Не спеша передавайте ответственность за личные дела ребенка ему самому. Главное, самим не бояться и не отступать. Ребенок со всем справится.
- Позволяйте ребенку получать отрицательный опыт. Благодаря ему ваше чадо будет взрослеть и становиться «сознательным».
Поначалу эти правила могут показаться сложными. Наберитесь терпения. И помните, что воспитание детей родителями — процесс творческий. Придумывайте новые интересные уловки, с помощью которых получится увлечь ребенка, заинтересовать и приучить к необходимым и полезным занятиям.
Статьи по теме
- Что делать, если ребенок дерется? | 07.01.2023
- Что нельзя говорить ребенку. Опасные родительские предписания. | 17.11.2022