Перед родителями стоит задача не только воспитать ребенка и обеспечить его всем необходимым, но и обучить навыкам письма и чтения. Последний пункт нередко вызывает у мам и пап множество вопросов: когда начинать уроки, как их проводить и на что обращать внимание? Рассмотрим основные моменты в занятиях чтением с детьми.
В каком возрасте лучше начинать?
К началу обучения в школе первоклассник уже должен уметь читать. Дети, которые только начали складывать слоги, будут заметно отставать от сверстников. Это отражается не только на успеваемости, но и на самооценке.
Но и слишком раннее обучение может навредить. Малыши в возрасте 2-4 лет только осваивают мир, учатся общаться с окружающими. Чересчур активные занятия в этом возрасте не только отнимают силы и время, но и мешают мозгу сосредоточиться на не менее важных задачах. Уроки в это время также могут привести к тому, что читать ребенок научится, но понимать смысл прочитанного при этом не сможет.
Для определения готовности к обучению обратите внимание на следующие нюансы:
- Малыш уже разговаривает цельными предложениями.
- Он хорошо слышит и правильно произносит все отдельные звуки в словах, не нуждается в занятиях с логопедом.
- У него нет трудностей с пространственной ориентацией (знает различия между «верх-низ» и «право-лево»).
Все признаки формируются примерно к пяти годам. Но при выборе оптимального возраста для начала тренировок следует опираться на индивидуальные особенности.
Популярные методики
Нередко детей дошкольного возраста учат читать по общепринятому методу: сначала знакомят с алфавитом, затем — со слогами и словами. Но многие родители и центры детского развития придерживаются других способов обучения. Общая черта всех специальных методик: игровая форма тренировок.
Наиболее популярные системы занятий:
Методика Марии Монтессори. По мнению итальянского педагога дети легче обучаются письму. Поэтому уроки должны начинаться с прорисовки и штриховки алфавита. Затем необходимо познакомить подопечных с объемными буквами, чтобы они могли их ощупать. И уже после этих шагов можно делать упор на произношении и практике чтения.
Система Николая Зайцева. Педагог создал особый способ обучения с помощью склада, который представляет собой пару из гласной и согласной, двух согласных, согласной с мягким или твердых знаком, отдельную букву. В системе используются специальные кубики. Они различаются по цвету, размеру и обозначенным на них складам. Способ подходит как для развития малышей, так и для дополнительных занятий с отстающими первоклассниками.
Способ Глена Домана. Несколько лет экспериментов привели нейрофизиолога к разработке системы из нескольких этапов. Сначала обучающемуся в течение нескольких секунд на расстоянии 30-35 см от глаз показывают карточки с отдельными словами. Рекомендуется стартовать с 15 слов, постепенно увеличивая общее количество карточек. Затем из знакомых частей малыш учится составлять и читать предложения, после ー начинает отрабатывать навыки на детских книгах.
Основные шаги при изучении техники чтения
Необязательно использовать специальные методы, чтобы научить детей читать. Но некоторых правил взрослым лучше придерживаться, они помогут быстрее достичь результата и улучшить его:
- Используйте наглядное пособие. Приобретите или сделайте своими руками кубики с алфавитом, плакат, букварь и т.д.
- Как можно чаще практикуйтесь. Например, попросите малыша назвать знакомые буквы на вывеске в магазине или в книге.
- Начинайте с изучения звуков, а не букв. Детям легче соединять в слова отдельные звуки.
- Занимайтесь поэтапно. Сначала начните с гласных затем ー перейдите к звонким согласным, в последнюю очередь изучите глухие и и шипящие звуки.
Упражнения для тренировки навыков
Для успешного обучения важно не только старательно запоминать весь материал, но и развивать концентрацию и внимание. Как раз на это чаще всего направлены тренировки для отработки навыков.
Отличным упражнением является одновременное чтение двух разных текстов родителем и ребенком. Начните с 1-2 минут и постепенно увеличивайте длительность практики до 5 минут.
Используйте параллельное чтение. Взрослый читает книгу, время от времени меняя темп. Потом малыша просят показать места, где он слышал изменения в скорости.
Если ребенок постоянно возвращается к уже прочитанным словам, возьмите для занятий закладку или обычный лист бумаги. С их помощью можно закрывать уже прочитанные строки.
Важно не только регулярно и старательно заниматься с малышом, но и показывать собственный положительный пример. Читающие родители вызывают логичный интерес ребенка к книгам.
Статьи по теме
- Электронное образование для детей | 25.12.2023
- Что должен уметь ребенок в 2 года | 25.12.2023
- Мультфильмы для детей 5 лет | 25.12.2023
- Когда ребенок начинает ползать | 25.12.2023
- Когда ребенок начинает держать голову | 25.12.2023
- Агрессивный ребенок | 25.12.2023
- Ребенок отстает в развитии | 25.12.2023
- Зарядка для детей | 23.12.2023
- Искусственное вскармливание — советы для родителей | 22.12.2023
- Задержка психоречевого развития у детей: почему возникает и как лечить | 22.12.2023
- Что делать если ребенок часто болеет | 22.12.2023
- Как правильно выбрать развивающий коврик для ребенка | 22.12.2023
- Что делать, если ребёнок в первом классе не хочет учиться? | 20.01.2023
- Безопасность трехлетнего ребенка дома | 20.01.2023
- Прорезывание зубов у детей | 20.01.2023