Любому родителю очень хочется, чтобы его ребенок не просто был здоров, но, если не опережал по развитию своих сверстников, то хотя бы не отставал. Существуют методики, позволяющие с раннего возраста всесторонне обучать младенца, тем самым делая жизнь молодых мамочек похожую на соревнование. Все детки рано или поздно поползут, сядут, пойдут и начнут пользоваться ложкой. Но как определить отстает ли в развитии малыш и нужна ли ему помощь не только со стороны близких родственников, но и с привлечением специалиста?
Виды отставания:
- Физическое: на приеме у педиатра в течение 1 года жизни при плановой диспансеризации обращают внимание на рост, вес (при рождении и в динамике набора в последующее время), на состояние конечностей (тонус, гипертонус мышц), на количество волос (раньше были, а потом стали обильно выпадать), на жировую и мышечную ткань. Сюда относят нарушения слуха, зрения, двигательной способности.
- Психическое: часто сопровождается нарушениями в работе нервной системы. Основными выступают проблемы, связанные с речью (или ее отсутствием), задержка психического и умственного развития.
Самыми сложными для корректировки отмечают ситуации поражения мозга и центральной нервной системы. Необходимо подключить целую бригаду разных специалистов: неврологов, дефектологов, психологов, педагогов-логопедов. И ни в коем случае не опускать руки. Науке известны нередкие счастливые примеры успешной адаптации к социальной жизни таких деток.
Факторами, обуславливающими задержку в развитии, являются:
- Социальная среда: в каких условиях воспитывается ребенок, каков уровень самостоятельности, какие методы использует близкое окружение малыша. Ущерб психике приносит агрессия, когда главной задачей маленького человека становится самозащита и самосохранение, а не познание и обучение новому.
- Подходы к воспитанию и обучению: давать свободу выбора в игре и целыми днями предоставлять свободу действий не одно и то же. Помните, что непрерывный процесс взаимодействия родителей и ребенка гармонизирует и развивает, помогает повышать познавательный интерес. Не воспитатели и учителя должны этим заниматься, а именно родители. В первые годы жизни вы закладываете всю систему на будущее, формируете нормы, прививаете хорошие привычки. Огромное количество методик позволит найти свой способ каждому воспитывающему, главное потрудиться и перечитать на эту тему специализированную литературу.
- Биологические причины: наличие вредных привычек у матери/отца, генетическая предрасположенность, сложное течение беременности, непростой процесс родов, травмы, инфекции – все то, что усугубляет здоровье малыша.
Держать руку на пульсе и внимательно наблюдать за поведением, активностью и умениями своего крохи – это наиважнейшая задача близких родственников. Заметив тревожные сигналы, лучше перестраховаться и сходить на прием к врачу, чем жалеть в дальнейшем о своей халатности.
Как отличить задержку в развитии:
- Безусловный сосательный рефлекс должен исчезнуть после первых трех месяцев жизни. Если Вы отмечаете постоянное действие, не только когда режутся зубки или ночью малютка не нашел соску и ухватился за край одежды.
- К 4 месяцам формируется умение концентрировать внимание на предмете, отсутствие навыка повод для тревоги.
- Реакция на звуки должна проявляться поворотом головы, улыбкой или плачем (испуг на шум, крик, резкую музыку).
- К шести месяцам появляется улыбка.
- Активизация речевого аппарата, появление «гуления», лепетания. К 9-12 месяцам произнесение первых слов.
- К возрасту ясельной группы (от 2 до 4 лет) тестируют память, запоминание потешек, коротких стихотворений и песен.
- Низкая познавательная активность в детском саду тоже вступает поводом для диагностики умственной деятельности (страдает усидчивость, нарушены логические связи)
- Состояние речевых навыков указывает на необходимость посещения коррекционного сада и вмешательства медиков.
Профилактика и помощь детям с задержкой в развитии:
Проанализируйте режим дня, частоту и продолжительность прогулок. Важно не просто дышать свежим воздухом, но и изучать окружающий мир. Выводите на улицу в периоды бодрствования, а не сна. Рассказывайте истории, озвучивайте все, что видите, пойте песни, прыгайте по лужам и играйте в снежки. Даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает, будьте уверены, все отложится в его памяти и полезно подействует на формирование речи.
Детально проработайте меню, чтобы в организм поступало достаточное количество витаминов и минералов. Сбалансируйте рацион и приучите есть по времени, что положительно скажется на пищевых привычках в будущем.
Обогатите Ваше расписание физическими нагрузками. Занятия плаванием в индивидуальном порядке с тренером или в группе «мама и малыш» расслабят мышечные тонусы, дарит хорошее настроение. Уделяйте внимание всему, с чем имеет дело любимое чадо, не запускайте и не откладывайте на потом решение проблем. Пусть из неопытного младенца вырастет сильная и гармоничная личность.
Статьи по теме
- Электронное образование для детей | 25.12.2023
- Что должен уметь ребенок в 2 года | 25.12.2023
- Мультфильмы для детей 5 лет | 25.12.2023
- Когда ребенок начинает ползать | 25.12.2023
- Когда ребенок начинает держать голову | 25.12.2023
- Агрессивный ребенок | 25.12.2023
- Зарядка для детей | 23.12.2023
- Искусственное вскармливание — советы для родителей | 22.12.2023
- Задержка психоречевого развития у детей: почему возникает и как лечить | 22.12.2023
- Как правильно выбрать развивающий коврик для ребенка | 22.12.2023
- Что делать, если ребёнок в первом классе не хочет учиться? | 20.01.2023
- Подготовка ребенка к школе — для чего и как? | 20.01.2023
- Что должен уметь ребенок в месяц? | 20.01.2023
- В каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка? | 20.01.2023
- Развивающие игры для ребенка 5 лет | 17.01.2023